Бабичев Евгений Анатольевич
Бару Семен Ефимович,
доктор технических наук, профессор
Поросев Вячеслав Викторович,
кандидат физико-математических наук,
Украинцев Юрий Григорьевич
Институт ядерной физики имени Г. И. Будкера СО РАН, г. Новосибирск
НОВЫЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ДОСМОТРЕ ПАССАЖИРОВ И ПЕРСОНАЛА
Источник: журнал "Специальная Техника"
Статья посвящена актуальной теме предупреждения возможных террористических и диверсионных акций на воздушном транспорте. Во всем мире ведется большая работа по созданию досмотровых систем, позволяющих идентифицировать оружие, боеприпасы, вещества и предметы, которые могут использоваться для проведения террористического акта или захвата воздушного судна. Сложность проблемы заключается в том, что досмотровые системы должны сочетать такие противоречивые качества, как высокую точность обнаружения опасных предметов, небольшое время экспозиции и безопасный для здоровья пассажиров уровень дозовых нагрузок.
В работе рассмотрены возможности некоторых средств поиска опасных предметов, использующих различные физические принципы. Подробно описаны характеристики детекторов взрывчатых и наркотических веществ, в том числе новейшие газоанализаторы на основе масс-спектрометров, бесконтактные системы персонального досмотра пассажиров. Показано, что при использовании современных цифровых сканирующих систем дозовая нагрузка в сотни раз меньше, чем естественный радиационный фон. Приведен положительный опыт использования этих систем в аэропортах с точки зрения обнаружения запрещенных к провозу на авиатранспорте веществ, материалов и изделий.
Современная международная обстановка не даёт каких-либо утешительных прогнозов на то, что в новом тысячелетии исчезнут проблемы в сфере безопасности. Террористическая и криминальная опасность вызывает озабоченность и вынуждает принимать меры по обеспечению безопасности в аэропортах. Основной задачей предполётного досмотра является своевременное предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт гражданских воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, веществами и предметами, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж и пассажиров этих судов с целью их захвата (угона) или могут явиться причиной чрезвычайного происшествия. (Приказ Минтранса России от 21 ноября 1995г. №102).
Для решения задач досмотра всех сотрудников и посетителей в аэропорту применяют различные досмотровые системы, призванные
определять нежелательных (с точки зрения безопасности полётов) пассажиров и их багаж [1]. В настоящее время существуют подробные обзоры, описывающие технические возможности средств поиска опасных предметов [2,3]. Сконцентрируемся лишь на некоторых. Для этого рассмотрим возможности различных аппаратных средств систем досмотра багажа и пассажира с точки зрения предотвращения доступа посторонних лиц в контролируемую зону аэропорта.
Металлоискатели
Для предполётного досмотра пассажиров, членов экипажа воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации в аэропортах наиболее распространены технологии досмотра стационарными и ручными металлоискателями. Этот тип оборудования позволяет обнаруживать большинство видов холодного и огнестрельного оружия, гранаты, металлические детали взрывных устройств, контейнеры с радиоактивными веществами и другие запрещённые к проносу металлические предметы. Металлоискатели повышенной чувствительности применяются для обнаружения небольших металлических предметов на теле человека или в его одежде.
Показатель селективности у таких металлоискателей не оценивается, поскольку объекты поиска и их размеры соизмеримы или даже меньше, чем предметы личного пользования. Ручные металлои-скатели используются для локализации расположения металлических предметов на теле человека после обнаружения этих предметов стационарным металлоискателем. При небольшом потоке людей досмотр может производиться только с помощью ручного металлоискателя, однако в этом случае вероятность обнаружения запрещённых к проносу предметов значительно снижается. Основной недостаток металлоискателей - нечувствительность к следующим предметам: оружию, изготовленному из керамики и пластмасс, стеклянным капсулам с взрывчатыми и наркотическими веществами, поэтому требуется процедура обязательного тактильного досмотра.
Рентгеновские системы досмотра багажа (интроскопы)
Современные высокотехнологические рентгенотелевизионные сканеры для досмотра ручной клади и багажа существенно повышают вероятность обнаружения взрывчатых веществ, используя характерные их особенности: высокую плотность и малый атомный номер. Для их обнаружения используются как регистрация величины рассеянного излучения, так и отличие в поглощении на различных энергиях рентгеновского излучения. Такие сканеры обеспечивают автоматическое присвоение цветов материалам с различной атомной массой, что позволяет оператору легко идентифицировать объекты внутри багажа. Эти приборы надёжно выявляют взрывчатые вещества, керамические и органические предметы. Технические характеристики обеспечивают качественный и быстрый досмотр ручной клади, надёжно пресекая провоз запрещённых предметов и других предметов контрабанды. Наиболее точный результат дают специализированные компьютерные томографы, которые, как и их медицинские аналоги, реконструируют объект по слоям на основе проекционных данных. Получая на выходе трёхмерное изображение объекта, они позволяют вычислить эффективный атомный номер вещества в любом элементе объёма и идентифицировать присутствие взрывчатых веществ. Такие аппараты используются в основном в автоматизированных линиях систем безопасности и контроля.
Системы телевизионного и визуального контроля
Поисково-досмотровые системы применяют для решения задач видеонаблюдения за потоком людей и грузов и обеспечения безопасности на территории аэропорта. Только телевизионное изображение может предоставить информацию о ситуации на территории аэропорта, о поведении и индивидуальных особенностях нарушителя [4]. Скрытое наблюдение даёт возможность оператору визуально контролировать ситуацию, видеть, каким способом совершено проникновение нарушителя на территорию аэропорта или в помещение аэровокзала, и проследить за его действиями.
Особо можно выделить модули захвата лиц с идентификацией человека по чертам лица в залах аэропорта для защиты от преступников, находящихся в розыске, и детектор оставленных предметов. Инновационная технология распознавания лиц обеспечивает высокую (не менее 80%) вероятность распознавания лиц, в том числе при изменении физических характеристик лица: старении, появлении бороды и усов, изменении прически. Устройства систем контроля программируют таким образом, чтобы при срабатывании любого охранного датчика, связанного с какой-либо телекамерой, её изображение немедленно выводилось на экран дополнительного «тревожного» видеомонитора. Службы пограничного и паспортного контроля аэропортов, вокзалов, иммиграционные службы имеют все основания использовать систему для автоматического сравнения фотографии на документе с «живым» лицом.
Система является эффективным инструментом для предотвращения проникновения «нежелательных людей» на охраняемую территорию за счёт идентификации допущенных лиц. В случае регистрации человека, не имеющего прав доступа в определённое помещение или территорию, автоматически будет реализована заданная реакция системы контроля доступа, установленного охранного оборудования (блокирование дверей, включение сирены), а также оперативное оповещение соответствующих подразделений [5].
Системы и средства контроля и управления доступом (СКУД)
Системы цифрового видеонаблюдения обычно интегрируются с системами контроля и управления доступом. Это позволяет фиксировать всех входящих в отдельном архиве. Современные системы контроля перемещений не только пассажира, но и всего контингента граждан, прибывающих в аэропорт, повышают эффективность систем обнаружения. В то же время сотрудники, обладающие необходимыми полномочиями, должны чувствовать себя свободно в рабочее время и иметь возможность передвигаться по зданию или территории аэровокзала без помех.
Эта задача решается с помощью системы СКУД — это объединение систем досмотра и сигнализации, аппаратуры контроля и управления доступом, систем наружного и внутреннего видеонаблюдения в единый комплекс технических средств физической защиты аэропорта и прилегающей территории. Такие системы обеспечивают удалённый контроль за территорией аэропорта из единого диспетчерского центра. Устройства идентификации доступа считывают и расшифровывают информацию, записанную на идентификаторах разного типа, а также устанавливают права людей и транспорта на передвижение в охраняемой зоне.
Места, где непосредственно осуществляется контроль доступа, оборудуют считывателем, исполнительным устройством и другими необходимыми средствами управления доступом. Последние модели (биометрические) считывателя, в котором идентификация производится по индивидуальным физическим признакам владельца, практически полностью исключают возможность несанкционированного доступа в стерильную зону.
Детекторы взрывчатых и наркотических веществ
Современный детектор взрывчатых и наркотических веществ, представляющий собой газоанализатор, позволяет обнаруживать микроскопические частицы взрывчатых веществ, скрытых на теле человека, проходящего через створ детектора. Данная система дополняет металлоискате-ли, обеспечивая максимальную безопасность аэропорта и воздушных судов. Принцип действия такого оборудования следующий: вошедший пассажир обдувается струями воздуха, которые затем поступают в тестовый отсек аппарата, и через несколько секунд на мониторе отображаются результаты анализа на наличие частиц взрывчатого вещества (гексоген, нитрат аммония, тринитротолуол, динамит и др.).
Наиболее широко распространены приборы, работа которых основана на измерении подвижности ионов веществ, присутствующих в воздухе. Однако из-за низкого давления насыщенных паров при комнатных условиях наиболее эффективными системами являются устройства с предварительным разогревом входящего воздуха до высоких температур и уже далее проводящие анализ газа. Это позволяет идентифицировать сверхмалые количества детектируемых веществ, скрытых на одежде человека (рис.1). Существуют компактные газоанализаторы нового поколения, которые позволяют определять следы взрывчатых веществ на документах, предъявляемых для досмотра в аэропортах. В отличие от других систем аналогичного назначения приборы компактны, просты в эксплуатации, могут встраиваться в существующие терминалы в аэропортах и таможнях, а также на участках с интенсивным движением, обеспечивая быструю проверку пассажира с тем же эффектом обнаружения взрывчатых веществ.
Рис.1. Портальный газоанализатор на основе
измерения подвижности ионов SENTINEL II
Системы, использующие другой физический принцип, — это газоанализаторы на основе масс-спектрометров. Обладая изначально большими габаритами и весом, они лишь в недавнее время появились как средства авиационной безопасности. Тем не менее они обладают гораздо лучшей чувствительностью и точностью в распознавании опасных материалов (рис. 2).
Рис.2. Портальный газоанализатор на основе масс-спектрометрии
(фото с сайта http://www.syagen.com)
Ещё одним принципом детектирования является, например, регистрация хемилюми-несцентного света окиси азота. Несмотря на высокую вероятность ложных срабатываний из-за того что многие химические вещества могут иметь аналогичное свечение, простота и относительная дешевизна позволяют использовать их как средство начальной проверки.
Бесконтактные системы персонального досмотра пассажира
Технология радиолокационного сканирующего портала, предложенная для использования в качестве дополнительного элемента предполётного досмотра авиапассажира, позволяет бесконтактным способом обнаруживать скрытые на теле человека потенциально опасные предметы, запрещённые к перевозке воздушным транспортом (рис. 3). Аппарат излучает высокочастотные радиоволны, которые, не проникая через кожу человека, отражаются от неё. При этом излучаемый сигнал имеет чрезвычайно низкий уровень мощности. Технологическое оснащение оборудования позволяет дистанционно управлять процессом досмотра с контрольного пункта. Процесс проверки, включая анализ полученных данных, требует вмешательства контролёра, также как при процедуре обязательного тактильного досмотра.
Рис. 3. Радиоволновой сканер ProVision, ранее
поставлявшийся под названием SafeScout
Предметы в естественных полостях человека и внутри него данный аппарат не определяет. При применении аппарата в предполётном досмотре пассажира необходима профессиональная подготовка личного состава, так как возможность идентифицировать предмет по изображению, полученному со сканера, требует большого опыта и тренировки. Номинально такие сканеры имеют очень высокую пропускную способность. Каждое сканирование занимает примерно 2 с. Однако перед тем, как войти в кабину досмотра, человек должен всё-таки разоблачиться, то есть отправить обувь, ремни и верхнюю одежду на досмотр через интроскоп, что существенно замедляет процедуру досмотра. Другой существенный недостаток этих систем - отражение радиоволн от любых тканевых материалов с металлизированными нитями или ткани одежды с напылением металлизированных порошков (серебра, титана и др.), что приводит к ложным срабатываниям и отражению от мокрой (потной) одежды.
Достаточно сказать, что в каталогах модной одежды можно без труда найти специальное белье для беременных с защитой от электромагнитного излучения. На изображении различить что-либо под одеждой из такой ткани практически невозможно.
На сегодняшний день принципиально новым средством бесконтактного досмотра становятся цифровые сканирующие системы, основанные на использовании рентгеновского излучения (рис. 4). В первую очередь это касается обеспечения качественного предполётного и послеполётного досмотра в аэропортах и досмотра в пунктах таможенного контроля на границе. Основная проблема при досмотре — это обнаружение орудий и предметов терроризма, изготовленных из неметаллических материалов и спрятанных не только под одеждой, но и в естественных полостях тела.
Рис.4. Система рентгеновского досмотра
пассажиров «СибСкан» в аэропорту
Толмачево, г.Новосибирск
Система рентгеновского контроля (СРК) на безопасном для здоровья уровне гамма-излучения позволяет гарантированно обнаруживать проглоченные ампулы с наркотиком, оружие металлическое и керамическое, другие опасные предметы, проносимые на теле или внутри человека. Рентгеновский контроль доброжелательно принят как пассажирами (экономия времени, деликатность), так и персоналом службы безопасности аэропорта (высокая информативность, простота досмотра). Бесконтактный рентгеновский досмотр обеспечивает соблюдение этических аспектов досмотра некоторых категорий пассажиров, которые в силу религиозных и иных причин предпочитают не снимать обувь или не проходить тактильный досмотр. Кроме того, использование сканера в зонах контроля ускоряет процесс прохождения пассажирами процедуры досмотра.
Важный вопрос, который постоянно возникает как у пассажиров, так и персонала — величина лучевой нагрузки, то есть суммарный эффект облучения человека с точки зрения отдалённых последствий при прохождении досмотра. Доза, которую человек получает при сканировании на СРК, составляет ~ 0,5 мкЗв [6]. Для сравнения, типичная доза, обусловленная космической радиацией облучения человека, совершающего перелёт в один конец из Малаги в Лондон, составляет 10 мкЗв, из Нью-Йорка в Лондон - 35 мкЗв и из Гонконга в Лондон - 50 мкЗв. Полёт по маршруту Новосибирск — Москва — Новосибирск создаёт эффективную дозу облучения - 23 мкЗв.
Типичная фоновая доза облучения, получаемая человеком от естественного радиационного фона Земли средним представителем стран Европейского Союза в день, составляет 4 мкЗв. С учётом того, что наибольший риск индукции стохастических эффектов приходится на гонады и молочные железы, то для данного уровня облучения он равен 0,12x10-9 и 0,05x10-9 случаев соответственно, но его величина не превышает предельно допустимый риск - 1,0x10-5 случаев для населения. Следовательно, величиной радиационного риска, рассчитанной для авиапассажира, можно пренебречь.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению, выданному «Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека» (№77.99.02.427.Д.009838.10.06 г Москва), накопленная за счёт досмотра на сканере СРК эффективная доза не должна превышать 300 мкЗв/год для неоднократно проверяемых авиапассажиров, что разрешает проходить одному человеку до 600 досмотров в год. При числе досмотров на СРК не более 20 раз в год годовая доза облучения не превысит 10 мкЗв. Так как облучение, которому подвергается человек на СРК, незначительно на фоне естественного радиационного излучения, то в соответствии с НРБ-1999/2009 можно такое облучение вообще не учитывать. Нахождение на солнце или любой перелёт на самолете вносит в десятки, а то и в сотни раз больший вклад в общее облучение человека.
Для обеспечения безопасности персонала, находящегося практически постоянно возле установки, наличие рентгенозащитной кабины, обеспечивающей мощность дозы менее 0,1 мкЗв/час, является обязательным условием.
Положительный опыт использования в аэропортах показал высокую эффективность СРК с точки зрения обнаружения запрещённых к провозу на авиатранспорте веществ, материалов и изделий, которые могут быть использованы в качестве оружия для нападения на экипаж или пассажира. При досмотре не нужно снимать обувь, верхнюю одежду, головной убор и ремень. По изображению на мониторе можно определить расположение и идентифицировать любые предметы, в том числе и пластиковые. Не прибегая к телесному контакту, инспектор получает на экране изображение высокого разрешения, позволяющее идентифицировать предметы различного происхождения. Личный досмотр на СРК фактически предоставляет инспектору возможность «заглянуть внутрь» человека, обеспечивая антитеррористическую защиту при прохождении постов безопасности.
Заключение
Введённый в действие приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25 июля 2007 г. № 104 «Об утверждении Правил проведения предполётного и послеполётного досмотров» усложняет прохождение пассажира в самолёт, зато создаёт больше гарантий безопасности. Но любые изменения в технологии предполётного досмотра пассажиров, багажа и личных вещей, находящихся при них, не должны увеличивать продолжительность обслуживания вылетающих пассажиров и отражаться на их комфорте. Как объект обслуживания пассажир должен затрачивать минимальное время на прохождение всех последовательных операций, технологически необходимых для посадки в воздушное судно. Время полёта не должно сравниваться или удваиваться со временем пребывания пассажира в зоне досмотра и ожидания вылета в чистой зоне. Поэтому для решения вопроса обеспечения транспортной безопасности необходимо проводить своевременную замену технических средств досмотра и применять новые технологии при оборудовании пунктов предполётного досмотра пассажира и багажа, которые способны не только быстро фиксировать угрозы по факту, но и, что более важно, предотвращать их.
Литература
- Радченко А.П. Аэропорты - особый уровень охраны // Транспортная безопасность и технологии. - 2006. - №1 (6). - С. 50 - 51.
- Yinon Jehuda. Field detection and monitoring of explosives // Trends in analytical chemistry. - 2002. - 21, № 4.
- Aspects of explosives detection / Ed. Maurice Marshall, Jimmie C. Oxley. - Elsevier, 2009.
- Бош Р. Передовые технологии видеонаблюдения и 80 лет качества // Транспортная безопасность и технологии. - 2006. - №1 (6). - С. 88- 89.
- Мирошников А.А. Периметровые двухпозиционные радиоволновые извещатели: тенденцииразвития //Грани безопасности. - 2007. - №2 (44). - С. 42 - 44.
- Суслин В.П., Украинцев Ю.Г. Оценка эффективной дозы облучения при досмотре авиапассажиров на рентгенографическом сканере // АНРИ. - 2007. - №3 (50). - С.56- 57.
- Система рентгенографического контроля «Сибскан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inp.nsk.su/products/src/index.ru.shtml
Статья опубликована на сайте: 12.07.2011