Прокуратура г. Москвы
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
“О проведении психофизиологических экспертиз”
Активизация борьбы с преступностью, равно как и защита интересов законопослушных граждан, вовлекаемых в уголовное судопроизводство, на фоне снижения ценности доказательственной информации, получаемой в ходе допросов обвиняемых, свидетелей и потерпевших, из-за участившихся случаев изменения ими своих первоначальных показаний, обуславливают необходимость своевременного внедрения в следственно-судебную практику новых видов экспертиз.
Полиграф (“детектор лжи”, “лай-детектор”) используется во многих странах мира более полувека. Это техническое устройство, представляющее собой комбинацию медико-биологических приборов, позволяющих синхронно и непрерывно фиксировать динамику психофизиологических реакций проверяемого лица на вопросы, задаваемые полиграфологом. Прибор является пассивным регистратором процессов, протекающих в организме человека, и не оказывает на них какого-либо обратного влияния. Опрос с использованием полиграфа представляет собой безвредную для здоровья опрашиваемого процедуру, направленную на получение информации о каком-либо событии, имевшем место в прошлом.
В Российской Федерации полиграф широко применяется органами ФСБ и МВД как в ходе оперативно-следственных мероприятий, так и при работе с кадрами. Первым государственным судебно-экспертным учреждением, где была освоена новая форма использования специальных знаний в целях оказания содействия правоохранительным органам, помощи государственным и негосударственным учреждениям, а также гражданам стала Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, в которой Опросы с использованием полиграфа регулярно проводятся с 1998 года. Уголовные дела из числа направленных в суд, в ходе расследования которых использовался полиграф, успешно проходят стадию судебного разбирательства.
В сентябре 2000 года, впервые в практике российского судопроизводства, к материалам уголовного дела № 26/13/0015-00Д старший следователь военной прокуратуры Саратовского гарнизона приобщил в качестве документов-источников доказательств, в соответствии со ст. 88 УПК РСФСР, два заключения специалиста-полиграфолога Саратовской лаборатории судебной экспертизы. Впоследствии военный суд Приволжского военного округа вынес по данному делу обвинительный приговор.
Таким образом, несмотря на отсутствие единого нормативного акта, регулирующего применение полиграфа различных сферах общественной жизни полиграф в настоящее время используется в рамках существующего уголовно-процессуального законодательства, во-первых, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности уполномоченными на то органами (в том числе, при выполнении отдельного поручения следователя, данного органам дознания в ходе выдвижения и разработки следственных версий); во-вторых, при производстве судебно-психологической экспертизы.
Первым случаем применения полиграфа в российской следственно-судебной практике в форме психофизиологической экспертизы можно считать проведенную осенью 2001 года в рамках расследования уголовного дела № 09/20/0005-01Д комплексную судебную психолого-психофизиологическую экспертизу.
9 января 2001г. военнослужащий Агеев А.М., зная, что в это время в квартире его знакомых в г. Лобня Мытищинского района Московской области находится только двенадцатилетняя С, совместно с Хаметовым А.Р. проник обманным путем в квартиру. Агеев начал искать деньги и ценности, а Хаме-тов, затащив девочку в одну из комнат, удушил ее, пользуясь резинкой для волос и отрезанным от обогревателя кабелем. После заключения под стражу Агеев А.М. вместе с военнослужащими Богдановским А.А. и Блемом Н.Н. совершил побег с гауптвахты. Московским окружным военным судом заключение экспертов в отношении Хаметова А.Р., составленное по результатам комплексной психолого-психофизиологической экспертизы, было оценено в совокупности с другими доказательствами и положено в основу приговора, которым Хаметову А.Р. назначено наказание в виде 20 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, с конфискацией имущества. При этом в приговоре суда отмечалось, что в соответствии с заключением комплексной судебной психолого-психофизиологической экспертизы при предъявлении Хаметову среди других нейтральных фотографии обогревателя, от которого был отрезан кабель, использовавшийся при удушении С., и кровати, на которой она была задушена, у него получены значимые реакции, что позволяет сделать вывод о том, что последний присутствовал в квартире в момент убийства С. Поэтому суд отверг показания подсудимого Хаметова А.Р. о том, что в квартире он не был вовсе и С. не убивал, как несоответствующие установленным в суде обстоятельствам произошедшего.
18 марта 2005 года Купцов А.В. совместно с Федоровым-Маринушкиным С.Ю. по телефону пригласил в квартиру Купцова А.В. Мыльникову Е.М. После совместного распития спиртных напитков Федоров-Маринушкин СЮ. пошел спать, а Купцов А.В. в ходе внезапно возникшей ссоры нанес удар ножом в грудь Мыльниковой Е.М., от чего она скончалась. По данному факту прокуратурой Зеленоградского административного округа возбуждено уголовное дело № 343321. В ходе расследования следователем Брянской Т.В. назначена психофизиологическая экспертиза, согласно выводам которой выявлены психофизиологические реакции Федорова-Маринушкина С.Ю., свидетельствующие о том, что сам Федоров-Маринушкин С.Ю. ножом потерпевшей удар не наносил, но видел как Купцов А.В. выбросил нож в мусорный бак. Характер сведений, которыми располагает Федоров-Маринушкин С.Ю., получены им на момент события преступления. Указанная экспертиза оценена в совокупности с другими доказательствами и положена в основу приговора Зеленоградского районного суда города Москвы, которым 28 июня 2005 года Купцов А.В. осужден по ч.1 ст.105 УК РФ. Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда оставила приговор без изменения.
В настоящее время сотрудники прокуратуры и органов МВД России всё чаще назначают психофизиологические экспертизы по уголовным делам. Однако при этом необходимо учитывать, что привлекать в качестве эксперта к производству рассматриваемого вида экспертиз необходимо лиц, имеющих документы, подтверждающие наличие у них специальных познаний в области полиграфологии.
Заместитель прокурора города старший советник юстицииМ.Е.Никонов
Статья опубликована на сайте: 14.06.2007