ПЕТРЕНКО Евгений Сергеевич
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОИСКА ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВООПАСНЫХ ПРЕДМЕТОВ С ПОМОЩЬЮ СОБАК, ГАЗОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ И ХИМИЧЕСКИХ ЭКСПРЕСС-ТЕСТОВ.
Проблема оперативного поиска взрывчатых веществ (ВВ), взрывных устройств и других взрывоопасных предметов (ВОП), к сожалению, еще длительное время будет оставаться достаточно серьезной проблемой. Уже сейчас очевидно, что единого универсального средства пока нет и не ожидается, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Ситуация осложняется еще и тем, что решать задачи поиска ВВ и ВОП, имеющих достаточное многообразие видов и форм, приходится в различных условиях (погодно-климатических, ландшафтно-территориальных) порой при явном противодействии, мягко говоря, противоположной стороны.
Тем не менее, имеются реальные предпосылки для успешного решения задачи поиска ВВ и ВОП по прямым и косвенным признакам с использованием целого ряда технических средств и технологий [1, 2]. В данной статье речь будет идти о некоторых особенностях поиска ВВ и ВОП по прямому признаку, который обуславливается наличием собственно взрывчатого вещества или его отдельных компонентов.
До последнего времени основной объем работ по поиску ВВ и ВОП в условиях мирного времени возлагался на специально подготовленных собак так называемой минно-розыскной службы (МРС). Безусловным преимуществом собак является их способность обнаруживать пары ВВ в чрезвычайно ничтожной концентрации – до 10-16 г/см 3 , что является пока недостижимым результатом для газоаналитических приборов – детекторов ВВ, своеобразных электронных аналогов собачьего носа. Такая чувствительность собачьего носа является его огромным достоинством и … огромным недостатком. В чем достоинство – понятно: собака иногда способна уловить запах ВВ с расстояния до нескольких метров. А вот в чем недостаток? Помимо большого многообразия отвлекающих и раздражающих собаку факторов внешнего воздействия (запахи, например, нефтепродуктов и лакокрасочных материалов, запахи других животных и продуктов питания, шумы), особенно в условиях современных мегаполисов, имеются многочисленные попытки активного противодействия и со стороны организаторов и исполнителей террористических актов с использованием химических или биологических продуктов. Результатом такого воздействия может быть как маскировка запаха ВВ, так и вывод собаки из строя на то или иное время, вплоть до летального исхода. Кроме того, на работу собак большое влияние оказывают погодно-климатические условия, особенно температура и относительная влажность воздуха и локальные турбулентности.
Производимые в разных странах ВВ даже одного типа для собак все равно будут совершенно разными объектами, поскольку в той или иной степени будут отличаться специфическими запахами, обусловленными различиями в исходной сырьевой основе, технологическими особенностями производства и, в наибольшей степени, специфическими дополнительными компонентами в виде красителей, связующих, флегматизаторов и сенсибилизаторов. Механизм “функционирования” собачьего носа не изучен до конца, в связи с чем корректировка поведения собаки для разных условий поиска возможна пока в ограниченном объеме.
Существуют методы, значительно повышающие безопасность работы собак в условиях активного противодействия и эффективность их работы в широком диапазоне условий поиска. Одним из наиболее эффективных методов является работа со специальными абсорбирующими материалами путем предварительных отборов проб воздуха. При всем этом собака остается живым организмом со всеми его особенностями функционирования, который далеко не всегда выдает сигнал о своей неработоспособности (т.е. “отсутствует” светодиодный индикатор зеленого цвета, так характерный для электронной техники).
Газоаналитические приборы поиска ВВ по парам, представленные достаточно многочисленным классом дрейф-спектрометров, обладают по сравнению с собакой значительной меньшей чувствительностью – 10-9 … 10-13 г/см 3 . Это является их значительным недостатком и … значительным достоинством. Такая сравнительно низкая чувствительность ограничивает возможности поиска и обнаружения ВОП и ВВ, отличающихся низкой летучестью и способностью образования паров при обычных условиях. К числу таких взрывчатых веществ относятся гексоген, октоген ТЭН, тетрил и ВВ на их основе. В большей степени на работу дрейф-спектрометров влияет температура воздуха (должна быть выше +5 … +10 ° С для поиска даже таких летучих ВВ, как ТНТ, ЭГДН, нитроглицерин и составов на их основе), относительная влажность (должна быть менее 90%) и локальная турбулентность воздуха. Причем степень влияния этих факторов на работу приборов значительно выше, чем на работу собак. Существуют некоторые тактические приемы, позволяющие значительно расширить возможности приборов по поиску различных ВВ, например, путем использования переносных теплогенераторов типа промышленных и бытовых фенов с автономным источником питания. Такие теплогенераторы способны за короткое время значительно улучшить условия поиска в локальной зоне.
В то же самое время сравнительно низкая чувствительность приборов практически исключает возможности для активного противодействия их работе с использованием химических продуктов и, тем более, продуктов биологического происхождения. Естественно, что присутствие других животных и посторонних шумов также не влияет на работу приборов, что выгодно отличает их от собак.
Для газоаналитических приборов и собак существует проблема поиска ВВ в герметичных емкостях и поиска ВОП давней закладки в укрывающих средах. Если герметичная стеклянная, металлическая или пластиковая емкость полностью исключает выход паров ВВ наружу, то для емкости на основе полиэтилена, бумаги и ряда других материалов вероятность выхода паров ВВ наружу существует. Естественно, что в этом случае содержание паров ВВ в воздухе будет значительно ниже, чем для негерметизированных объемов. И это соответствующим образом скажется на вероятности их обнаружения.
На сегодняшний день поиск непосредственно ВВ в полностью герметичных емкостях может быть осуществлен только приборами, построенными на использовании ядерно-физических методов [1, 3]. При всем этом надо иметь ввиду, что любая емкость сама по себе может быть успешно обнаружена с использованием других методов и приборов поиска ВОП по косвенным признакам [2]. Кроме того, лакокрасочные и другие материалы, имевшие газовоздушный или непосредственный контакт с ВВ, могут абсорбировать ВВ на своей поверхности и сохранять его следы довольно длительное время – дни, месяцы, а в случае размещения таких предметов в герметичных емкостях – до нескольких лет. И попытки избавиться от таких следов далеко не всегда достигают своей цели.
Не столь однозначно можно рассматривать проблему поиска ВВ и ВОП давней закладки в укрывающих средах. Тем более, что укрывающая среда может существовать как в условиях открытой местности (грунты различных типов), так и в условиях ограниченных объемов зданий, сооружений, багажа и т.д. Для открытой местности с характерными для нее атмосферными осадками, эрозией почвы и значительными циркуляциями воздушных масс последствия длительного пребывания ВВ и ВОП, как правило, способствуют значительному уменьшению возможности их обнаружения с помощью собак и газоаналитических приборов.
В условиях ограниченного объема возможно не только уменьшение возможности обнаружения ВВ и ВОП, но и увеличение за счет постепенного разноса частиц ВВ и их абсорбции поверхностями окружающих предметов.
Газовые хроматографы как разновидность газоаналитических приборов, учитывая их высокую стоимость и высокие требования к квалификации операторов, используются в основном в лабораторных условиях для идентификации ВВ в обнаруженных тем или иным способом ВОП. Для оперативного поиска ВВ и ВОП во внелабораторных условиях газовые хроматографы используются довольно редко.
В последнее время во всем мире все большее распространение получают достаточно дешевые и доступные химические экспресс-тесты для оперативного выявления и идентификации ВВ во внелабораторных условиях [1]. Являясь контактным средством поиска, такие тесты позволяют выявить ВВ в таких ситуациях, когда попытки поиска ВВ по их парам в воздухе могут ни к чему не привести. Некоторые из таких случаев можно привести в качестве примера.
Как уже отмечалось выше, при температуре ниже +10 ° С или относительной влажности воздуха более 90% парообразование в ВВ, в том числе и в таких высоколетучих, как ТНТ (TNT), нитроглицерин (динамиты, динамоны) и ЭГДН (этиленгликольдинитрат), падает до минимума или практически прекращается. Естественно, что обнаружение ВВ и ВОП в таких условиях с помощью собак и дрейф-спектрометров становится практически невозможным без использования специальных тактических приемов и технических средств.
Другой случай преимущества химических тестов обусловлен задачей оперативного, в ограниченные сроки досмотра больших транспортных потоков или жилых и производственных зданий с большим количеством помещений в условиях реальной угрозы осуществления крупных террористических актов с использованием ВВ, как это неоднократно имело место в России и ряде других государств. Естественно, что снабдить сравнительно дорогостоящими газоанализаторами и собаками МРС (которые к тому же работают только со своими вожатыми) большое количество операторов не представляется возможным ввиду ограниченности финансовых ресурсов и квалификации привлекаемых к участию в таких операциях в экстренном порядке сотрудников правоохранительных органов, порой имеющих смутное представление о технологиях безопасного выполнения операций поиска ВВ и ВОП.
Общеизвестно, что дверные проемы и детали интерьера очень часто используются для минирования с использованием мин-ловушек и прочих “сюрпризов”. Специалистов, способных войти внутрь таких помещений или транспортных средств, не допустив срабатывания взрывных устройств, очень мало. То есть речь идет о той серьезной опасности, которая будет сопровождать попытки обследования различных объектов на наличие ВВ и ВОП неподготовленным персоналом, особенно если “сюрприз” будет совмещен с достаточно мощным основным зарядом ВВ.
Дополнительную проблему представляют транспортные средства и помещения, оборудованные замковыми устройствами и опечатанные пломбами, вскрытие которых без присутствия всех заинтересованных сторон может вызвать, как минимум, серьезные юридические последствия (например, объекты, опечатанные пломбами ГТК, которые могут вскрываться только в присутствии полномочного представителя ГТК). Наличие в составе группы досмотра собаки МРС или газоанализатора не решает кардинальным образом проблемы, поскольку расстояние от входа в объект до ВВ и ВОП может составлять десятки метров, а привод датчика взрывателя взрывного устройства может располагаться непосредственно на входе.
Однако при проносе ВВ на объект, закладке ВОП, перевозке их на транспорте, особенно когда речь о большом количестве, какая-то часть микрочастиц с большой вероятностью осядет на замках, ручках, руле, ключах, документах и т.п. Поскольку поверхность таких микрочастиц достаточно мала, то и парообразование будет достаточно малым, что не позволит эффективно воспользоваться собаками МРС и дрейф-спектрометрами.
Для химических экспресс-тестов обнаружение таких микрочастиц ВВ на основе осуществления цветной химической реакции не представляет сложностей в широком диапазоне погодно-климатических, в том числе – в течение длительного времени после прекращения контакта ВВ с обследуемой поверхностью, в условиях отрицательных температур и высокой относительной влажности воздуха.
Есть и еще один интересный аспект применения химических экспресс-тестов. Иногда по оперативным или политическим соображениям представляется целесообразным осуществить негласную, скрытую проверку того или иного человека на причастность к переноске или перевозке ВВ и ВОП, особенно если этих ВВ и ВОП при нем в данный момент явно не наблюдается. Следы ВВ на руках и одежде человека в случае имевшего место контакта сохраняются до нескольких часов. Даже однократное мытье рук с мылом не может гарантировать избавление от следовых микроколичеств ВВ. Такому подозреваемому может быть предложено под тем или иным предлогом подержать кратковременно в руках тот или иной предмет (авторучка, фонарик, жезл регулировщика и т.п.) или передать свои предметы (водительское удостоверение, паспорт и т.п.). Отбор пробы с таких предметов для последующего исследования с помощью химических экспресс-тестов осуществляется практически мгновенно. Само исследование может быть проведено как сразу же на месте, так и позднее в другом месте.
Химические экспресс-тесты для выявления ВВ получили во всем мире довольно широкое распространение и существуют в различных исполнениях. Наибольших успехов в их создании и производстве добились в России, США, Израиле и некоторых других странах. Зачастую производители тестов не совсем корректно говорят о возможности идентификации ВВ в полном объеме. Максимум, какую информацию можно получить – это информацию о присутствии в исследуемом веществе тех или иных ВВ без уточнения их процентного содержания и уж тем более без определения марки ВВ. В частности, для тестов неразличимыми будут составы серии ТГ (ТГ-20, ТГ-40, ТГ-60), ТГА, ТГАФ, МС и аналогичные ВВ зарубежного производства типа гексотолов, представляющих собой смесь ТНТ и гексогена в различных пропорциях с добавками других компонентов или без них. Аналогичная картина будет и для довольно многочисленного семейства аммиачно-селитренных ВВ с добавлением ТНТ.
Некоторые трудности при использовании тестов могут возникнуть в случае работы с веществами, не являющимися взрывчатыми, но содержащими аммиачную селитру без присутствия других ВВ: минеральные удобрения и некоторые моющие средства. Такие вещества могут потребовать в случае необходимости дополнительных исследований с использованием, например, газовых хроматографов. Попытка проведения теста на месте обнаружения путем поджигания или подрыва некоторой части вещества может не дать результата по ряду причин. Известно, что промышленные аммиачно-селитренные ВВ, используемые для проведения буровзрывных работ, могут иметь довольно значительный критический диаметр детонации (более 200 … 300 мм). Под ним понимается минимальный размер заряда ВВ, по которому детонационная волна распространяется стабильно без затухания. При меньшем размере заряда детонационные процессы просто не могут развиваться. Кроме того, существуют промышленные ВВ, отличающиеся крайне низкой чувствительностью к внешним инициирующим воздействиям. Для инициирования детонации в таких ВВ иногда требуется промежуточный детонатор из шашки ТНТ весом 400 г.
С другой стороны, имеется целый ряд веществ, традиционно не относящихся к ВВ, но способных взрываться при определенных условиях, например, будучи диспергированными в воздушной среде в определенной концентрации [1]. К таким веществам или продуктам относятся сахар, зернобобовые, древесная стружка и пыль, сажа и т.д. Не надо объяснять, к каким последствиям для горе-испытателей может привести попытка тестирования неизвестного вещества с помощью огня.
Возвращаясь к химическим экспресс-тестам, нужно подчеркнуть, что выпускались они до последнего времени в виде набора спреев (фото 1) или капельниц (фото 2) с реагентами-идентификаторами ВВ и комплектом пробоотборников в виде фильтровальной бумаги или бумаги, тканых или нетканых материалов с липким слоем. В различные наборы входит от 2 до 4 реагентов-идентификаторов ВВ последовательного применения для выявления следующих групп ВВ:
1-я группа – полинитроароматические соединения (тринитротолуол или ТНТ, пикриновая кислота, тетрил и ряд других;
2-я группа – сложные эфиры и нитроамины (ТЭН или РЕNT, гексоген, октоген и нитроглицерин);
3-я группа – аммиачно-селитренные ВВ и/или черный порох.
Фото 1. Использование спрея для выявления ВВ
Фото 2. Комплект экспресс-тестов
для выявления ВВ “Mini ETK plus”
Несколько экзотически смотрится 4-й реагент-идентификатор ВВ, например, из израильского комплекта “Mini ETK plus”, предназначенный для выявления хлоратов.
Недостатком рассмотренных выше экспресс-тестов является, к сожалению, недостаточно высокая надежность выявления ВВ 2-й и, особенно, 3-й группы. Это обусловлено трудностью нормированного (строго дозированного) последовательного нанесения во внелабароторных условиях реагентов-идентификаторов ВВ на пробоотборник с отобранной пробой исследуемого вещества и возможностью размыва ВВ по поверхности пробоотборника. Последнее обстоятельство особенно важно при работе с микроколичествами ВВ на уровне предела их обнаруживаемости. Для спреев, реагенты-идентификаторы ВВ которых представляют собой довольно агрессивную среду под давлением до 6 атм, кроме того, актуальным является сохранение их работоспособности сколь-нибудь продолжительное время, особенно при температурах выше +35 ° С. К сожалению, возможность хранения таких баллончиков в условиях холодильника, особенно для мобильных групп летом в районах локальных вооруженных конфликтов, представляется маловероятной. Специальные подразделения полиции наиболее развитых государств, как правило, имеют специализированный автомобиль, в котором такой холодильник предусмотрен (многие до сих пор искренне считают, что холодильник стоит только для обеспечения персонала охлажденным пивом).
В связи с отмеченными недостатками традиционных экспресс-тестов встала задача разработки и производства более совершенного комплекта с учетом специфики российских условий. На сегодняшний день имеется пока только одна успешная разработка – комплект “Лакмус-4” (фото 3), содержащий 3 реагента-идентификатора ВВ для первых 3-х групп ВВ (без группы хлоратов). Каждый реагент-идентификатор ВВ нанесен предварительно в промышленных условиях в дозированном количестве на собственный пробоотборник из пористого (тканого или нетканого) материала, каждый из которых в свою очередь размещен в отдельном плоском герметичном контейнере. Естественно, что такая схема исполнения экспресс-тестов обеспечивает гарантированное дозированное последовательное воздействие реагентов-идентификаторов ВВ на пробу исследуемого вещества и отсутствие его размывов. В комплект входит от 10 до 50 наборов из 3-х реагентов-идентификаторов ВВ, что является еще одним преимуществом комплекта. Экспресс-тестами можно обеспечить соответственно от 10 до 50 человек для обеспечения возможности их одновременной параллельной работы в отличие от спреев, рассчитанных на проведение при благоприятных условиях хранения и эксплуатации до 50 тестов, естественно путем последовательного применения и только одним человеком.
Фото 3. Комплект экспресс-тестов
для выявления ВВ “Лакмус-4”
В целом хотелось бы отметить тот факт, что проблема маскировки ВВ и ВОП является не менее сложной, чем проблема поиска этих объектов. Возможность замаскировать, укрыть ВВ и ВОП так, чтобы их нельзя было обнаружить ни какими средствами, вызывает большие сомнения, но как уже отмечалось, не стоит рассчитывать в ближайшей перспективе и на создание единого универсального автоматического средства поиска. В современных условиях успех поиска ВВ и ВОП в значительной степени будет определяться наличием комплекса специальных приборов и средств, квалификацией персонала, стимулами работы и мерой ответственности. Кроме того, значительную роль должны играть оперативно-профилактические мероприятия, проводимые силовыми структурами и направленные на предотвращение террористических актов с использованием ВВ.
Литература
1. Петров С.И. К оценке возможности обнаружения взрывчатых веществ и устройств, содержащих их.//Специальная техника, 2001, № 4.
2. Петренко Е.С. Средства поиска взрывоопасных предметов по косвенным признакам.//Специальная техника, 2002, № 2.
3. Обнаружитель взрывчатых и других веществ на основе метода ядерного квадрупольного резонанса (ЯКР).//Мир и безопасность, 2000, № 4.
Статья опубликована на сайте: 12.04.2006