Спецтехника для защиты экипажей, пассажиров и гражданских воздушных судов от террористических актов

Бочкарев Александр Николаевич,
Бочкарев Илья Александрович
МГТУ гражданской авиации, г. Москва
E-mail: markvort@mail.ru

Источник: журнал «Специальная техника»

Рассмотрены технические средства защиты воздушных судов, включенных в многоуровневую систему обеспечения безопасности. Подробно освещены вопросы предотвращения угрозы применения в качестве средств диверсий взрывчатых, других опасных веществ и предметов на воздушных судах. Сформулированы общие технические условия, предъявляемые к системе организации их защиты от взрыва. Работа представляет интерес для специалистов в области обеспечения безопасности на авиационном транспорте, а также на других потенциально опасных и стратегически важных объектах.

Для комплексной защиты объектов транспорта от актов террора и незаконного вмешательства, в том числе пожара, применяется оборудование их взры-возащитными контейнерами и локализато-рами взрывных и зажигательных устройств (далее ВУ), в случае их возможного обнаружения. Локализаторы взрывных устройств должны быть в обязательном порядке на пунктах досмотра, а также на воздушных судах (ВС).

Порядок предотвращения взрыва и пожара следующий:

  • при обнаружении взрывного (зажигательного) устройства (любого подозрительного предмета, не имеющего владельца) передать диспетчеру органа управления воздушным движением (далее УВД) его описание, место обнаружения и действовать в соответствии с указаниями специалистов по обезвреживанию ВУ;
  • не нарушая центровки ВС, пересадить пассажиров на максимально возможное удаление от местонахождения опасного предмета (не менее 4-х рядов кресел), попросив их пристегнуть привязные ремни, привести спинки кресел в вертикальное положение и устроив завал на освободившихся местах из подручных мягких предметов. Если предполагаемое ВУ находится под салоном, находящиеся вверху кресла должны быть свободными;
  • перенести из зоны размещения ВУ портативные кислородные баллоны, горючие предметы и медицинские аптечки. Подготовить к использованию средства пожаротушения;
  • при возможности произвести срочную посадку, ВУ оставить на месте, предохранить от влаги, накрыв полиэтиленом, и обложить мягкими, мокрыми предметами, поглощающими взрывную волну и уменьшающими опасность возникновения пожара;
  • в случае невозможности произвести срочную посадку экипаж после получения необходимых рекомендаций диспетчера органа УВД может принять решение о перемещении обнаруженного ВУ (подозрительного предмета), особенно если его местонахождение представляет реальную опасность для пассажиров и самолета. Для каждого типа ВС должен быть определён перечень наименее опасных мест размещения ВУ в случае его взрыва.

Перемещение ВУ должно производиться в следующей последовательности:

  • определить тип ВУ во избежание срабатывания механизма взрыва на подъём и для установления возможности его переноса в наименее опасное место;
  • не касаясь опасного предмета, подвести под него нитку или тонкий твёрдый картон:
      - если нитка или картон не проходят, предмет оборудован ВУ, срабатывающим на подъём. В этом случае подозрительный предмет переносить нельзя, его необходимо накрыть максимальным количеством поглощающих энергию взрыва увлажнённых материалов (люди должны находиться как можно дальше от данного предмета, экипажу следует быть готовым к отказу систем управления ВС, находящихся вблизи возможного места взрыва);
      - если нитка или картон свободно проходят под опасным предметом, его можно перенести в специальное место, где взрыв принесёт минимальный ущерб;
  • в случае установления возможности перемещения опасного предмета, не нарушая ориентацию предмета относительно салона ВС, осторожно положить его на платформу и как можно быстрее перенести в наименее опасное место для данного типа ВС (к дверям и люкам);
  • подготовить место возможного взрыва соответствующим образом: сделать платформу из мягких материалов до высоты середины двери, поверх уложить увлажнённый материал толщиной не менее 25 см, на который сверху положить покрытый полиэтиленом опасный предмет;
  • зафиксировать данный предмет в установленном месте (липкой лентой ПХЛ-50 - должна находиться на борту ВС) и накрыть его увлажнёнными подручными средствами (самолётными чехлами, подушками, одеялами, предметами одежды и т.п.) слоем высотой порядка 25 см;
  • заполнить отсек ВС предварительно намоченными материалами (смоченные материалы противостоят нагреванию и уменьшают риск пожара).

При перемещении ВУ (опасного предмета):

  • нельзя его открывать;
  • необходимо определить, не закреплён ли он, к примеру, ниткой или другим способом за детали интерьера салона;
  • нельзя менять ориентацию, в которой ВУ было обнаружено;
  • ВУ надо поместить в той же ориентации в подготовленное, как было указано выше, место и по возможности закрепить, исключив его смещение в полёте или при торможении и посадке ВС;
  • по мере возможности отключить не являющиеся важными линии электропитания в зоне размещения ВУ;
  • спинки кресел и столики привести в вертикальное положение, рекомендовать пассажирам пристегнуть ремни и наклонить голову к коленям;
  • в случае обнаружения зажигательного устройства действовать в той же последовательности и в соответствии с правилами обеспечения пожарной безопасности, не допускать при тушении легковоспламеняющихся жидкостей нештатных средств пожаротушения;
  • как можно быстрее произвести посадку ВС и организовать аварийную эвакуацию пассажиров, избегая при этом пользования выходами вблизи места нахождения опасного предмета. По окончании эвакуации экипажу покинуть ВС. Обезвреживание взрывных и зажигательных устройств производится после посадки ВС и эвакуации пассажиров специалистами группы по ликвидации угрозы взрыва;
  • в случае если местонахождение взрывного (зажигательного) устройства обнаружить в полёте не удалось, обеспечить экстренную посадку ВС на ближайшем приемлемом аэродроме с последующей срочной эвакуацией пассажиров.

При обнаружении ВУ нельзя перерезать и отключать какие-либо провода. Любая попытка проникновения внутрь запечатанного ВУ без консультации со специалистами и использования рентгеновского оборудования может привести к взрыву.

Также рекомендуется обкладывать взрывное устройство пакетами с соком, которые выполняют функцию экрана и также снижают разлёт осколков и вероятность возгорания.

Наименее опасными местами для размещения взрывного устройства на воздушном судне являются места в центральной части открываемых проёмов, которые могут быть разрушены без причинения повреждений конструкционным элементам ВС (районы служебных дверей, грузовых и аварийных люков), если для данного воздушного судна не указано другое конкретное место. С целью уменьшения возможности вылета больших осколков за пределы воздушного судна каждая из дверей, используемая в качестве «наименее опасного места размещения взрывного устройства», должна оставаться закрытой, если не определено иначе.

Рассмотрим некоторые проблемные вопросы:

1. При нахождении воздушного судна в полёте на эшелоне найденное взрывное устройство предлагается покрыть полиэтиленом и обложить увлажнёнными подушками, одеялами, предметами одежды и другими взрывопоглощающими материалами.

Данная рекомендация относится к разряду тех, выполнение которых может привести к несанкционированному срабатыванию целого ряда довольно распространённых в последнее время взрывных устройств. А именно: противопехотных фугасных мин с нажимным датчиком цели типа ПМН, ПФМ-1, ПМД-6. Такая мина, будучи приведённой из транспортировочного положения в боевое, срабатывает при воздействии на неё нажимного усилия 100 грамм и более и не срабатывает при отсутствии такого воздействия. При применении на борту воздушного судна предлагаемого в проекте средства защиты от угрозы взрыва исключается необходимость накрывать взрывное устройство смоченным материалом, а как следствие исключается вероятность нажимного воздействия.

2. Предлагается «продумать вопрос о перемещении взрывного устройства в наименее опасное место размещения взрывного устройства на борту воздушного судна в соответствии с руководствами эксплуатации конкретных типов самолётов». Действительно, в большинстве случаев на всех типах воздушных судов рекомендуется располагать взрывное устройство у входной двери, вплотную к её обшивке. Такая схема размещения продиктована мыслью, что после взрыва произойдёт быстрое разрушение двери и сброс избыточного давления через образовавшуюся пробоину. Однако движение тел под воздействием взрывных нагрузок начинается не в проходящей ударной волне, а в волне разгрузки, которая возникает в материале преграды только после выхода ударной волны на её свободную поверхность. При этом реальное заметное движение входной двери начнётся тогда, когда воздушная ударная волна и осколки преодолеют уже значительное расстояние по салону с нанесением соответствующего поражающего воздействия (или за счёт множественных отражений). При таком движении поражающему воздействию в первую очередь будут подвергнуты наиболее уязвимые объекты. Например, человек, контузия которого наступает при действии избыточного давления во фронте ударной волны 0,1 атм. и более. К тому же двери представляют собой довольно толстостенную многослойную конструкцию.

На воздушном судне вероятность использования взрывного устройства большой массы во много раз ниже, чем маленького. Таким образом, при использовании буровой шашки ТНТ массой 75 грамм при полёте на малых высотах, на которых в соответствии с «Руководством...» должен осуществляться полёт после появления угрозы взрыва, наиболее вероятным результатом будет деформация и заклинивание двери с невозможностью её дальнейшего использования для эвакуации людей.

При использовании предлагаемого устройства место расположения взрывного устройства не препятствует эвакуации, а его поражающее воздействие от ударной волны исключается.

3. В условиях прямого контакта поролоновых подушек и ковровых дорожек, даже пропитанных водой, с высокотемпературными продуктами детонации и горения возможно возгорание или тление материалов с выделением токсичных веществ. При этом шансы на спасение людей резко падают.

ВУ может содержать в качестве поражающего элемента химическую начинку. Защиту от нее не могут обеспечить подручные материалы.

Нами проведён обзор технических средств, которые по своим заявленным техническим характеристикам гарантируют полную изоляцию взрывного устройства, а также его поражающего воздействия (продуктов взрыва и горения), включая газообразные вещества.

В настоящее время на рынке средств безопасности представлен достаточно широкий выбор средств локализации и снижения поражающих воздействий взрывного устройства. Рассмотрим некоторые разработки, которые применяются в настоящее время.

Отечественной промышленностью выпускаются лёгкое и тяжёлое противоосколочные одеяла на основе баллистически стойкой ткани СВМ (отечественного аналога кевлара), которые могут быть эффективно использованы для локализации действия взрыва как осколочных, так и фугасных боеприпасов различных типов (рис.1). Недостатком таких одеял, ограничивающих их применение, является неудобство укладки на ВУ, расположенные вблизи вертикальных стенок, под скамейками, в углах помещения и т.п. Кроме того, существенным недостатком является возможность приведения к срабатыванию взрывателей с элементом не-извлекаемости или магнитным датчиком цели при укладке одеяла на ВУ или снятии с него.

Необходимо иметь в виду, что при взрыве под одеялом осколочных боеприпасов, например, ручных гранат типа РГО и Ф-1, имеется значительная вероятность «выдувания» и разлёта в приземном слое воздуха некоторой части осколков (до 20%).

Эти же недостатки в полной мере характерны и для распространённых за рубежом, прежде всего в Великобритании, резиновых водонаполненных матов, имеющих различные обозначения и наименования.

Из числа производимых промышленностью и прошедших сертификацию Госстандарта контейнеров в настоящее время достаточно высокими эксплуатационными характеристиками обладают контейнеры «Плутон-1» и ЭТЦ-2. Они позволяют предотвратить поражение окружающих людей и оборудования при взрыве в их рабочей камере ВОП с массой заряда ВВ до 400 г в тротиловом эквиваленте. Конструкция контейнера «Плутон-1» обеспечивает возможность неповреждающего улавливания и извлечения осколков ВОП при его взрыве в рабочей камере для их последующего исследования в экспертно-криминалистических целях.

Рис. 1. Противоосколочное одеяло.
Рис. 1. Противоосколочное одеяло.

Рис.2. Контейнеры ЭТЦ производства НПП «Экотест»
Рис.2. Контейнеры ЭТЦ производства НПП «Экотест»

Рис. 3. Контейнер ЭТЦ-2
Рис. 3. Контейнер ЭТЦ-2

Контейнер ЭТЦ-1 предназначен, в основном, для хранения и транспортировки средств детонирования - капсюлей-детонаторов и электродетонаторов. Контейнер выдерживает взрыв заряда взрывчатого вещества до 10 г в тротиловом эквиваленте, что соответствует 5-6 электродетонаторам типа ЭД №8 или ЭДП.

Масса размещаемого взрывчатого вещества
(в тротиловом эквиваленте), г

10

Габариты, длина/диаметр, мм

200/70

Диаметр загрузочного отверстия, мм

70

Длина внутренней полости, мм

76

Масса, кг, не более

2,2

Контейнер ЭТЦ-2 предназначен для хранения и транспортировки взрывных устройств, в том числе и армейских боеприпасов, за исключением кумулятивных, с массой заряда взрывчатого вещества до 0,5 кг в тротиловом эквиваленте. Например, в нём можно транспортировать 8-10 гранат типа Ф-1 или 5 гранат типа РГД-5. Контейнер комплектуется тележкой для транспортировки его вручную по лестницам, эскалаторам, он может быть размещён в багажнике любого легкового автомобиля. Контейнер снабжается специальным металлическим вкладышем для проведения многократных подрывов зарядов малой массы, например, детонаторов и запалов ручных гранат.

Контейнеры гарантируют полное отсутствие бризантного, фугасного и осколочного воздействия на лиц, находящихся в непосредственной близости от контейнеров, при взрыве в них взрывных устройств или взрывчатых веществ различной массы в любой осколочной оболочке. Корпуса контейнеров обеспечивают также полное отсутствие прорыва газообразных продуктов, образующихся при взрыве.

Масса размещаемого взрывчатого вещества
(в тротиловом эквиваленте), г

400

Габариты, длина/диаметр, мм

615/412

Диаметр загрузочного отверстия, мм

163

Длина внутренней полости, мм

400

Масса, кг, не более

70

Контейнеры ЭТЦ-3 и ЭТЦ-3М предназначены, в основном, для хранения взрывных устройств или подозрительных предметов в стационарных условиях, аэропортах, на станциях метрополитена, вокзалах и других объектах транспортного комплекса.

В этих контейнерах можно располагать взрывные устройства соответственно с массой заряда взрывчатого вещества до 0,85 кг и 1,5 кг в тротиловом эквиваленте с любой осколочной оболочкой. Контейнер ЭТЦ-ЗМ комплектуется подъёмно-транспортной тележкой для загрузки его в транспортное средство.

Масса размещаемого взрывчатого вещества
(в тротиловом эквиваленте), г

850

Габариты, длина/диаметр, мм

1000/640

Габариты загрузочного отверстия, мм

180х390

Длина внутренней полости, мм

500

Масса, кг, не более

170-320

Устройства данного типа выпускаются не только НПП «Экотест». Достаточно привлекательной и применяемой на практике разработкой является устройство «Плутон-1» производства «Арли Спецтехника».

Рис. 4. Контейнер ЭТЦ-3.
Рис. 4. Контейнер ЭТЦ-3.

Рис.5. Контейнер «Плутон-1»
Рис.5. Контейнер «Плутон-1»

Контейнер предназначен для быстрой изоляции, временного хранения и перевозки транспортными средствами (в том числе авиационными) взрывоопасных предметов: взрывных устройств, средств взрывания и неразорвавшихся боеприпасов. Контейнер может также использоваться для безопасной транспортировки к месту применения средств взрывания и других боеприпасов.

При срабатывании взрывного устройства, помещённого в контейнер, обеспечивается полная защита окружающего пространства от осколков, ударной волны, продуктов взрыва и пожара. Контейнер после взрыва остаётся герметичным.

Контейнер переносится силами одного-двух человек, а при транспортировке легко размещается в багажнике или на сидении легкового автомобиля.

Масса размещаемого взрывчатого вещества
(в тротиловом эквиваленте), г

400

Габариты, высота/диаметр, мм

480/254

Диаметр загрузочного отверстия, мм

120

Длина внутренней полости, мм

350

Масса, кг, не более

45

Всё более широкое применение в последнее время стали получать взрывозащитные контейнеры, основанные на принципе жидкостных сред. К таковым относятся лока-лизаторы взрыва типа «Фонтан» производства НПО «Специальные материалы».

Локализаторы взрыва «Фонтан» представляют собой переносные многокамерные контейнеры, заполненные специальной эмульсией (газожидкостным диспергентом), по контуру которых выполнен противоосколочный экран на основе арамидных волокон. Принцип работы изделия основан на первичном гашении взрывной волны при прохождении слоя двухфазного диспергента, последующей диссипации энергии взрыва (за счёт диспергирования эмульсии) и преобразовании её в кинетическую энергию капель. Диспергент также подавляет термическое действие взрыва, предотвращая ожоговые поражения людей и возгорание объектов, ослабляет осколочное воздействие за счёт уменьшения начальной энергии осколков, а противоосколочный экран обеспечивает дополнительное снижение осколочного потока. Поражающее действие ударной волны при взрыве заряда, накрытого изделием «Фонтан», уменьшается в 10-20 раз, а количество осколков при подрыве ручных гранат - более чем в 10 раз.

Выпускается несколько модификаций данного изделия.

Рис.5. Локализатор взрыва «Фонтан».
Рис.5. Локализатор взрыва «Фонтан».

 

«Фонтан-1М»

«Фонтан-3М»

Масса размещаемого
взрывчатого вещества
(в тротиловом эквиваленте), г

400

1000

Габариты, длина/диаметр, мм

180/550

400/750

Диаметр загрузочного отверстия, мм

300

420

Длина внутренней полости, мм

100

300

Масса, кг, не более

22

55

Также существуют модификации контейнерного и модульного типа.

Модификации контейнерного типа применяются для экстренной переноски взрывного устройства. Модульного - для локализации взрывного устройства достаточно большой мощности без перемещения. Примерами модульных «Фонтанов» являются «Фонтан-5000» и «Фонтан-2 (модульный)».

Также совсем недавно были проведены испытания новой разработки «Фонтан-3МК». Данный вариант контейнерного типа был опробован на Ил-96-300. Также два таких устройства были включены в комплектацию двух самолётов, поставляемых на Кубу. Рассмотрим подробнее данное устройство:

Масса размещаемого взрывчатого вещества
(в тротиловом эквиваленте), г

500

Габариты, мм.

780х780х490

Размеры внутренней полости, мм.

280х280х220

Размеры крышки, мм.

490х490х270

Масса, кг, не более

90

Изделие подвешивается к потолку третьего грузового отсека в специальной конструкции из такелажных строп и дюралевой рамы.

При выбранной схеме установки локализатора взрыва на борту самолёта Ил-96-300 наибольшее избыточное давление ударной волны при взрыве ТНТ массой 0,5 кг, которое составляет 25-35 кПа вблизи пола отсека, наблюдается в грузовом отсеке непосредственно под локализатором.

Рис.6. Схема локализатора взрыва «Фонтан-3МК» контейнерного типа.
Рис.6. Схема локализатора взрыва «Фонтан-3МК» контейнерного типа.

Рис.7. Схема расположения локализатора взрыва «Фонтан-3МК» на борту воздушного судна.
Рис.7. Схема расположения локализатора взрыва
«Фонтан-3МК» на борту воздушного судна.

Рис. 8. Зоны фугасного поражения при взрыве открытого заряда ТНТ и локализованного устройством «Фонтан 3МК».
Рис. 8. Зоны фугасного поражения при взрыве открытого заряда
ТНТ и локализованного устройством «Фонтан 3МК».

В пассажирском салоне избыточное давление на расстоянии около 2-х метров от центра взрыва не превышает 5 кПа.

На воздушном судне более вероятно применение взрывного устройства маленькой массы, нежели большой.

«Фонтан-3МК» снижает поражающее действие взрыва. А именно: поражающее действие ударной волны при взрыве заряда, накрытого изделием «Фонтан», уменьшается в 10-20 раз, а количество осколков при подрыве ручных гранат - более чем в 10 раз.

Взрывозащитный контейнер ЭТЦ-2 гарантирует полную защиту от всех поражающих факторов взрывного устройства мощностью 400 г в тротиловом эквиваленте для человека, находящегося в непосредственной близости от него. К тому же устройство исключает прорыв газообразных продуктов горения, образующихся при взрыве, что немаловажно в ограниченном объёме салона самолета. Это говорит о герметичности контейнера и может служить основанием для его двойного использования в случае обнаружения баллона с отравляющим веществом или же если взрывное устройство содержит поражающие элементы химического типа.

Таким образом, дальнейшее исследование, внедрение и широкое использование комплекса технических средств обеспечения транспортной безопасности, в том числе ло-кализаторов ВУ, взрывозащитных багажных контейнеров, позволит успешно противостоять актам террора и незаконного вмешательства, что обеспечит стабильную и эффективную работу транспортного комплекса в современных условиях.

Литература

1. Ашфорд Н.,Стентон Х.П.М, Мур К.А. Функционирование аэропорта. Пер. с англ. В.И.Ноздрина. -М.: Транспорт, 1991. - 372 с.

2. Бар-Нир И.М., Коль Р.Л. Устранение угрозы взрыва бомб в гражданской авиации / Официальное издание ИКАО - 1989. - № 2.

Статья опубликована на сайте: 06.09.2012


Яндекс.Метрика