Бочкарев Александр Николаевич,
Бочкарев Илья Александрович
МГТУ гражданской авиации, г.Москва

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА И МНОГОУРОВНЕВЫЕ СИСТЕМЫ ДОСМОТРА БАГАЖА АВИАПАССАЖИРОВ

Источник: журнал "Специальная техника"

Рассмотрены технические средства досмотра багажа авиапассажиров, включенных в многоуровневую систему обеспечения безопасности. Подробно освещены вопросы предотвращения угрозы применения в качестве средств диверсий взрывчатых, других опасных веществ и предметов на объектах гражданской авиации. Сформулированы общие технические условия, предъявляемые к системе организации досмотра багажа в терминалах аэропортов. Работа представляет интерес для специалистов в области обеспечения безопасности на авиационном транспорте, а также на других потенциально опасных и стратегически важных объектах.

Новые угрозы в адрес гражданской авиации требуют адекватного ответа. Правительство России в настоящее время уделяет всё большее внимание транспортной безопасности. Так, на обеспечение авиационной безопасности (АБ) в период до 2015 года выделяется 160 млрд. рублей.

В данной связи в аэропортах с развитыми авиаперевозками следует шире внедрять новые технические средства и многоуровневые системы досмотра багажа авиапассажиров. Они включают несколько уровней:

  • 1 уровень - томографы (технические средства обеспечения АБ) типа MVT-HR.
  • 2 уровень - центры мониторинга по контролю багажа с удалённых рабочих мест, это мониторы, на которые выводятся изображения подозрительных и опасных предметов и веществ; обслуживают их подготовленные операторы станций досмотра.
  • 3 уровень - системы обнаружения взрывоопасных предметов и взрывчатых веществ.
  • 4 уровень - системы локализации и изъятия обнаруженных опасных предметов и веществ.

Рассмотрим более подробно все технические средства досмотра багажа авиапассажиров, включённых в многоуровневую систему обеспечения безопасности багажа.

Система MVT-HR

Базовая система MVT-HR (рис. 1) включает в себя конвейер, досмотровый туннель, блок детекторных линеек, систему распределения электропитания, источник рентгеновского излучения (рентгеновский генератор с блоком управления), а также электронную систему.

Конвейер перемещает досматриваемый багаж через туннель. Багаж досматривается по мере похождения через поток (веер) рентгеновских лучей. В так называемых интегрированных системах управление конвейером рентгеновской системы осуществляется с системы управления багажом аэропорта.

Досмотровый туннель представляет собой защищённую свинцом металлическую камеру, внутри которой досматриваемый объект просвечивается рентгеновскими лучами. Оба конца туннеля закрыты многослойными освинцованными шторками, которые не пропускают рассеянное рентгеновское излучение. С помощью фотодатчиков, установленных на стенках туннеля, система определяет, когда багаж попадает в туннель. Эти фотоэлементы подают системе сигнал включить рентген. При этом загораются расположенные над входом и выходом индикаторы X-ray On и индикатор пульта управления.

Рис. 1. Общий вид системы MVT-HR
Рис. 1. Общий вид системы MVT-HR

Рабочие станции и центры операторов

Рабочие станции второго уровня (рис. 2) состоят из монитора, расширенного пульта управления и защитного отсека пульта управления. Компьютер рабочей станции вместе с блоком бесперебойного питания (ИБП) помещён в отдельный защитный шкаф. Кроме того, рабочие станции оборудованы цифровой клавиатурой, которая используется для начала и завершения сеанса работы и выборки изображений багажа. Вместе эти блоки составляют отдельную контрольную станцию, которую оператор службы авиационной безопасности может использовать для анализа любого багажа, отклонённого на первом уровне досмотра.

На расширенном пульте управления имеется несколько конструктивных элементов:

• Кнопки ПРОПУСТИТЬ и ОТКЛОНИТЬ.

Эти две кнопки используются оператором для исполнения принятого решения по результатам анализа текущего изображения.

• Сенсорная панель. Большая прозрачная сенсорная панель используется в качестве первичного органа управления во время работы. Перемещая палец по её поверхности, можно перемещать экранный указатель для выбора различных инструментов обработки изображения, которые изображены в виде значков. Движение пальца по нижней части панели активизирует соответствующие значки на экране; а в верхней части - другие функции, такие как увеличение изображения, пометка опасных объектов и регулировка контрастности.

• Замковый переключатель режимов работы ONLINE/OFFLINE (совместный /автономный). Этот переключатель, расположенный в правом углу пульта управления, используется для активации и дезактивации отдельных рабочих станций. Когда переключатель установлен на совместный режим работы, рабочая станция второго уровня готова к приёму рентгеновских изображений от любой базовой системы в сети. Кнопки пульта управления Каждый пульт управления оператора имеет замковый выключатель ONLINE/ OFFLINE. Для замка используется специальный ключ.

Компьютер

Компьютер рабочей станции представляет собой высокопроизводительную машину для приёма, обработки и подготовки к выводу на экран готовых рентгеновских изображений. Когда по сети поступают новые изображения, они ставятся в очередь. Для второго уровня в очереди можно одновременно сохранить до 12 изображений, а для третьего уровня - 24. Несколько алгоритмов увеличения изображения обрабатывают каждое изображение, до того как оно будет передано на дисплей. Данные алгоритмы разработаны для улучшения качества изображения и для облегчения распознавания индивидуальных объектов в рентгеновском изображении.

Блок бесперебойного питания

Блок бесперебойного питания (ИБП) обеспечивает безотказное питание рабочей станции при кратковременных перебоях в сети электропитания. Каждая рабочая станция укомплектована блоком ИБП, который обеспечивает работоспособность и безотказность системы. Не следует полагаться на блок ИБП при длительных отказах читающей сети (более 5 минут). В таких случаях рабочая станция автоматически отключится приблизительно через 5 минут.

Шкаф для компьютера

Компьютерный шкаф защищает компьютер и блок бесперебойного питания (ИБП). Он оборудован замком и ключом.

Техническое обслуживание

Все рентгеновские системы досмотра багажа должны проходить ежегодный дозиметрический контроль и иметь сертификат соответствия нормам безопасности. Дозиметрический контроль должен проводиться также каждый раз, когда доза излучения могла измениться. В рамках общей процедуры обеспечения радиационной безопасности рекомендуется проводить контроль рассеянного излучения всякий раз после замены, регулировки или перемещения рентгеновского генератора, барабанных фильтров, коллиматора, защитных щитов, детекторных линеек и защитных шторок.

Система обнаружения взрывчатых веществ eXaminer 3DX

Рис. 2. Общий вид системы eXaminer 3DX
Рис. 2. Общий вид системы eXaminer 3DX

Система обнаружения взрывчатых веществ (ВВ) типа eXaminer (рис. 2) основана на принципе компьютерной томографии. Система состоит из подсистемы eXaminer 3DX и рабочей станции оператора. Система может быть как отдельно стоящей, так и встроенной в конвейер. Мы рассмотрим отдельно стоящую систему.

В конфигурации отдельно стоящей системы обнаружения ВВ пользователь рабочей станции оператора отвечает за включение питания оборудования, просмотр изображений багажа на предмет обнаружения ВВ и определение окончательного решения по багажу. Система eXaminer 3DX в полной комплектации включает сканер, входной и выходной модули, рабочее место оператора и систему анализа изображений.

Сканер системы eXaminer 3DX представляет собой заключённую в корпус платформу, состоящую из рамы, на которой установлен вращающийся с помощью ременного привода диск. Напряжение питания, сигналы управления и данные передаются между рамой и вращающимся диском через токосъёмное кольцо и щётки, расположенные на раме.

Входной туннельный модуль, присоединённый к входу сканера, направляет багаж на основной конвейер системы. Основной конвейер перемещает багаж через туннель при регулируемой скорости подачи и перед началом сканирования проводит его через систему обнаружения багажа. Основной конвейер направляет просканированный багаж на конвейер выходного модуля, который подобен входному модулю.

Погрузка и снятие багажа в автономной системе осуществляются вручную при помощи конвейерных модулей длиной 2,1 м. Модули длиной 2,1 м аналогичны модулям интегрированной системы обнаружения взрывчатых веществ длиной 1,5 м, только имеют наклонный конвейер для облегчения погрузки. Эти системы имеют местное управление конвейерами сканера и модулей.

Обычно при сканировании багаж вручную ставят на транспортёр входного туннеля. Багаж автоматически пропускается через сканер и поступает на транспортёр выходного туннеля. В сканере системы eXaminer 3DX установлены компоненты контроля для помощи при устранении заторов багажа и остановки работы системы в случае аварийной остановки.

По мере прохождения единицы багажа через сканер он просвечивается рентгеновскими лучами. Компьютер управления диска управляет процессом создания рентгеновских лучей и сбором данных. Данные рентгена обрабатываются системой анализа изображений, которая создаёт изображение просканирован-ной единицы багажа. Программа системы анализа изображения анализирует конечные данные и идентифицирует потенциальные объекты, содержащие угрозы. Затем изображения багажа отображаются на рабочей станции оператора. Проверка качества изображения - это полуавтоматическая процедура, подтверждающая правильность работы функции обнаружения системы eXaminer 3DX. При проверке необходимо использовать белый или чёрный тест-объект для проверки качества изображения. Рекомендуется выполнять данный тест ежедневно в начале рабочего дня. Проверка качества изображения выполняется за рабочей станцией оператора в режиме сканирования. Если система уже находится в режиме сканирования багажа, то, прежде чем начинать тест, подождите пока багаж пройдет через систему и изображение исчезнет с экрана.

Рис. 3. Входной туннель eXaminer 3DX
Рис. 3. Входной туннель eXaminer 3DX

Рабочая станция оператора системы обнаружения взрывчатых веществ

Рабочая станция оператора системы обнаружения взрывчатых веществ состоит из монитора и панели управления. По желанию система может быть оборудована принтером. Система анализа изображений запускает программное обеспечение, обеспечивая графический интерфейс пользователя на рабочей станции оператора. Графический интерфейс пользователя принимает информацию от оператора через кнопки управления, отображаемые на мониторе, и с кнопок управления панели управления. Управлять кнопками, отображаемыми на мониторе, можно с помощью круговых клавиш панели управления, либо мышкой, подсоединённой к панели управления. Оператор рабочей станции использует данную информацию и инструменты для обработки изображения для принятия окончательного решения по каждой потенциальной угрозе.

Рабочая станция досмотра, поставляемая по отдельному заказу, состоит из компьютера, монитора, панели управления и программного обеспечения. Компьютер запускает программное обеспечение рабочей станции досмотра, обеспечивая графический интерфейс пользователя. Пользователь рабочей станции досмотра, как и пользователь рабочей станции системы, отвечает за просмотр изображений багажа на наличие взрывчатых веществ. На станциях досмотра доступны те же возможности по досмотру багажа, что и на рабочих станциях операторов, но станции досмотра багажа могут быть расположены на удалённом расстоянии, и ручной досмотр багажа осуществляется при использовании его изображения.

Сенсорная панель управления рабочей станции оператора используется для выбора наиболее применяемых функций, мышка используется для доступа к функциям, отображаемым на мониторе, кнопка аварийной остановки предназначена для остановки работы системы, замковый выключатель используется для активации работы панели управления или клавиатуры. Поверхность сенсорной панели управления не чувствительна к давлению. Когда палец перекрывает определенное место на панели, панель выдаёт нужную команду и издаёт короткий звуковой сигнал. За раз можно дать только одну команду. После каждой команды нужно убирать палец, и только после этого можно дать другую команду.

Техническое обслуживание

Ежедневное обслуживание включает в себя: проверку дренажной системы кондиционера воздуха, вытяжки кондиционера воздуха, индикаторов на панелях доступа, бесперебойного блока питания, параметров на компьютере, очистку поверхности корпуса сканера, проверку состояния пола, влажности, конденсата, грязи, пыли, проверку состояния конвейерной ленты, состояния шторок (чистка), проверку скручивания, общих шумов, качества изображения (рабочая станция оператора/система анализа изображения), перезагрузку компьютеров EDAC/IAS, FCC - журнал событий, конвейеров туннелей - шум и мусор, зазоры между сканером и туннелями.

Еженедельное: проверяются FCC, EDAC, IAS - чистка, экранирующие полосы радиопомех, блокировочные кнопки, сухая чистка токосъёмного кольца, осмотр блоков бесперебойного питания системы и EDAC.

Ежемесячное: проверяются забор воздуха, резервное копирование, проверка датчика багажа, конвейерная лента, натяжение ленты, следование ленты, охлаждающие вентиляторы, дамп и восстановление базы данных, дефрагмен-тация базы данных. Запуск ПО, просвет диска. Трение или касание между компонентами диска и рамы. Всё компьютерное оборудование -проверка чрезмерного скопления пыли, грязи. Очистка лавсановых панелей. Масляная система охлаждения. Внутренняя часть сканера - чистка, влажная чистка токосъёмного кольца, шторки туннелей. Чистка туннелей и фотодатчиков. Очистка и проверка всех блоков бесперебойного питания, связанных с системой eXaminer.

Ежеквартальное: проверяются щётки питания диска - чистка и замена (при необходимости), регулировка подшипника диска, смазка подшипника диска, фланцы высоковольтного питания - повторная смазка и установка зазора, часы работы рентгеновской трубки, параметры рентгеновской трубки, система сбора данных (DAS) - прочистка, проверка работы системы сбора данных (DAS).

Полугодовой контроль: проверяются кондиционер воздуха - прочистка элементов, крепление кабелей, настройка датчика нулевого положения (home), масляный фильтр -проверка или замена, проверка масляной системы, блок питания - выставить напряжения в пределы допуска. Проверка радиационного излучения (ионизирующего).

Ежегодное обслуживание: проводится проверка и регулировка натяжения ремня привода диска, соединение сервомотора диска - проверка и ремонт, настройка контроллера насоса диска, выравнивание платформы системы, замена масла масляной системы охлаждения, проверяется рентгеновская трубка. Проверяется наработка системы и интервал между пробоями.

Общие технические условия, предъявляемые к системе организации досмотра багажа в терминалах аэропорта:

• регистрация багажа с присвоением ему уникального обозначения (идентификатора);

• отделение багажа от пассажира, контроль его безопасности, в том числе в зале;

• рабочие места операторов и начальника смены САБ должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам и быть расположенными в непосредственной близости от багажной системы. Стерильность проверенного с использованием автоматизированной системы контроля безопасности багажа должна достигаться:

• организацией доступа в помещение комплектации багажа обслуживающего персонала и других лиц со стороны служебного здания только через пункт досмотра, оснащённый стационарным металлоискателем и рентгеновской телевизионной установкой;

• наличием в помещении комплектации багажа пассажиров автоматизированной системы контроля доступа обслуживающего персонала и других лиц со стороны перрона, интегрированной с системой телевизионного контроля.

Пункты досмотра багажа должны быть оборудованы в соответствии с утверждённым и согласованным проектом. Они принимаются в эксплуатацию комиссией, в состав которой должны входить как представители заказчика, так и исполнителя проекта, а также учреждения, эксплуатирующего установки, и территориального ЦГСЭН. Комиссия составляет акт о соответствии пунктов досмотра требованиям проектной документации, действующих норм и правил с учётом требований радиационной безопасности для персонала и населения, обеспечения условий сохранности установок.

Пол в помещении, где размещается автоматическая многоуровневая система досмотра багажа, должен быть выполнен из электроизолирующего материала. Помещение должно быть сухим и отапливаемым.

В помещении, где размещена установка, устраивается принудительная приточно-вытяжная вентиляция с двукратным воздухообменом. В помещении должно быть достаточно естественного и искусственного освещения для выполнения всех необходимых операций в соответствии с действующими нормами и правилами.

Размеры и радиационная защита указанного помещения должны обеспечивать на наружных поверхностях стен мощность дозы рентгеновского излучения, не превышающую допустимый уровень для населения - 0,1 мкЗв/ч.

Обязательные требования к организации 100%-ного досмотра багажа авиапассажиров международных авиалиний в терминалах аэропорта:

• 100%-ный досмотр багажа должен обеспечиваться четырёхуровневым автоматизированным контролем безопасности со встроенной в систему досмотровой техникой и иметь возможность идентификации багажа;

• система 100%-ного досмотра багажа должна быть сопряжена с конвейерной линией и управляться единой системой управления;

• система также должна быть оснащена оборудованием для направления проблемного багажа на дополнительный досмотр на установке следующего уровня или ручной досмотр;

• система 100%-ного досмотра багажа должна обеспечивать возможность следующей технологии работы с багажом:
      - после регистрации багажа с присвоением ему индивидуального кода и бирки позволять в дальнейшем оперативно идентифицировать багаж и его владельца (автоматически или вручную, при помощи сканера);
      - контролировать все процессы путём видеонаблюдения и видеозаписи производства предполётного досмотра багажа.

Рис. 4. Многоуровневая система досмотра багажа в работе
Рис. 4. Многоуровневая система досмотра багажа в работе

Система 100%-ного досмотра багажа должна предусматривать резервирование основных конвейерных линий и рентгеновских установок.

Автоматизированная система досмотра багажа должна иметь источники бесперебойного питания.

Срок окупаемости современной многоуровневой системы досмотра багажа авиапассажиров составляет 4-5 лет.

Широкое внедрение инновационных методов и новых средств досмотра, в том числе томографов и многоуровневых, автоматизированных систем досмотра багажа авиапассажиров, позволит надежно защитить гражданскую авиацию от актов террора и незаконного вмешательства.

Литература

1. Ашфорд Н.,Стентон Х.П.М, Мур К.А. Функционирование аэропорта. Пер. с англ. В.И.Ноздрина. -М.: Транспорт, 1991. - 372 с.
2. Бар-Нир И.М., Коль Р.Л. Устранение угрозы взрыва бомб в гражданской авиации / Официальное издание ИКАО - 1989. - № 2.

Статья опубликована на сайте: 06.07.2012


Яндекс.Метрика