Полиграф («Детектор лжи»): использование в интересах коммерческой безопасности.

Специальные психологические исследования с применением полиграфа (СПФИ), или, проще, проверки на полиграфе пришла в Россию всерьез и на твердой правовой основе. Министерство юстиции и Генеральная прокуратура Российской Федерации, опираясь на закон “Об оперативно розыскной деятельности», в феврале 1993 года одобрили внедрение СПФИ в практику оперативно-розыскной деятельности. В настоящий момент проверки с помощью этого прибора все активнее используются подразделениями МВД, ФСНП и других федеральных ведомств.

Проверки на полиграфе широко применяются правоохранительными органами и спецслужбами десятков государств мира (см.: Системы безопасности, 1996, №3, с.79-81). В ряде стран, например, в Израиле, Польше и др., метод СПФИ используется в сфере частного предпринимательства в целях обеспечения коммерческой безопасности.

Решаемые задачи

Наибольший опыт в использовании полиграфа в интересах бизнеса накопили США, применяющие этот метод уже более полувека. В этой стране в 80-е годы в сфере частного предпринимательства, по разным оценкам, ежегодно осуществлялось около 1,5 млн проверок на полиграфе различного целевого назначения.

В целях коммерческой безопасности СПФИ используются, как правило, по трем прикладным направлениям.

Во-первых, это скрининговые (от англ. «screen» - просеивать, проверять на благонадежность) проверки нанимаемого на службу персонала. По оценке журнала Business Week[1], в середине 80-х годов все большее число частных компаний использовало испытания на полиграфе как один из главных методов проверки поступающих на работу.

Второе направление – испытания на полиграфе работающего персонала.

Третье – проверки в ходе служебных расследований.

О том, в каких пропорциях представлены указанные прикладные направления использования полиграфа, можно судить по данным Zonn Corp., специализированной компании, выполняющей подобные проверки по заказам частных фирм:

* - 70% - отбор лиц, принимаемых на работу (главным образом, проверка искренности кандидатов при ответе на вопросы об анкетных данных, образовании, честности по отношению к предыдущему работодателю, возможному совершению каких-либо противозаконных действий и пр.);
* 20% - периодическое тестирование сотрудников на соответствие требованиям, предъявляемым фирмой к данной работе;
* 10% - проведение служебных расследований фактов хищений, подлогов или случаев нанесения иного ущерба фирме.

Эффективность применения проверок на полиграфе по каждому из этих напрпвлений достаточно высока (на протяжении десятилетий этот метод в кадровых целях используют Центральное разведывательное управление, Агентство национальной безопасности и другие федеральные ведомства США).

Любой работодатель заинтересован в защите своей фирмы или своих инвестиций от любого вида ущерба, умышленно совершаемого неблагонадежными сотрудниками, - основного фактора, влекущего за собой снижение прибылей или порождающего финансовые проблемы. Начальники службы безопасности и отдела кадров, обеспечивая интересы предпринимателя, правомерно рассчитывают на получение правдивой информации о своих будущих служащих. По оценке фирмы Reid & Accotiates Inc., работодатель, используя полиграф как минимум на 25% повышает вероятность того, что нанимаемый им сотрудник окажется честным человеком. Испытания на полиграфе – лучший способ дать понять кандидатам на работу, что фирма серьезно настроена против воровства: уровень безопасности тем выше, чем безжалостнее отсев. Частные компании, использующие проверки на полиграфе при подборе кадров, отмечают, что многие факты из жизни кандидата на работу не могут быть вскрыты ни путем опроса его бывших работодателей, ни проверками по учетным данным, ни во время собеседования в службе безопасности.

Бывший работодатель в лучшем случае может рассказать, о своем служащем лишь то, что было замечено за ним во время работы, и ничего – о негативных поступках сотрудника, если тот не был в них уличен.

Заключение органов охраны правопорядка «по учетам не проходит» означает только то, что человек не был задержан на месте преступления и не привлекался к судебной ответственности.

Наконец, каким бы длительным ни было собеседование с представителем службы безопасности, тому никогда не удастся выяснить компрометирующие кандидата факты биографии, если последний хочет их скрыть. Единственный, кто знает о кандидате все, - это он сам. Вот почему, по мнению американских специалистов[2], полиграф намного превосходит все остальные методы выяснения истины. По сравнению с традиционными кадровыми проверками СПФИ занимают значительно меньше времени (от одного до трех часов) и обходятся намного дешевле. Специализированные фирмы, оказывающие подобные услуги, за обследование одного человека берут в среднем от 150 до 350 долларов в зависимости от «глубины» проверки и репутации фирмы (стоимость тех же услуг в Польше, Германии и Израиле – порядка 450-500 долларов).

Эксперты Конгресса США констатировали, что преступления, совершаемые в частном секторе страны, ежегодно оцениваются в 10 млрд долларов[3]. Из этого становится очевидной коммерческая рентабельность, которую обеспечивают СПФИ как при подборе кадров, так и в ходе служебных расследований.

Президент Американской ассоциации полиграфа Л. Мэрси подтвердил, что по результатам многих исследований, проведенных ассоциацией, точность полиграфа составляет 90%. Этого вполне достаточно, чтобы намного снизить риск найма на работу злоумышленника. (New York Times, 1983, February, 13, p.4).

Что должен знать наниматель о кандидате на работу?

Устанавливаемые работодателем требования к кадрам, как правило, определяются особенностями социальной группы, из которой отбирается персонал, социально-экономическими условиями жизни, требованиями бизнеса и конкретной профессии. Нежелательными факторами – «факторами риска», характеризующими требования работодателя, например, при найме сотрудников в частные охранные предприятия, могут являться:
а) связь с преступными группировками или террористическими организациями;
б) совершение в прошлом уголовно наказуемых деяний;
в) незаконное владение оружием и/или его несанкционированное применение.

Помимо этого «факторами риска» (см.: Системы безопасности, 1996, №4, с.92-94) могут быть некоторые индивидуально-личностные характеристики человека: наличие у нанимаемого на работу негативных наклонностей (например: склонность к алкоголизму, наркомании) или проблем со здоровьем (наличие в прошлом психических расстройств или заболеваний, попытки самоубийства и проч.).

В ходе проверки кандидатов могут быть использованы следующие вопросы:

Вам кто-либо поручал собирать информацию о фирме?
У вас есть скрытые причины, по которым вы хотите работать на фирме?
Вы сознательно искажали какие-нибудь данные в своей биографии?
Когда-нибудь употребление алкоголя мешало вашей работе?
Вы когда-либо совершали преступления, которые остались нераскрытыми?

При проверке на полиграфе действующего персонала для работодателя могут представлять интерес такие вопросы:

Вы передавали фирмам-конкурентам служебную информацию?
Вы передавали конкурентам конфиденциальную информацию коммерческого характера?
Вы когда-либо получали деньги от фирм-конкурентов?
У вас имеются скрываемые от … (работодателя) контакты с другими фирмами?
Криминальные структуры получали от вас служебную информацию?

Какова же технология скрининговой проверки на полиграфе? В зависимости от конкретных условий и по согласованию между работодателем и оператором тестирование может проводиться либо непосредственно в помещении фирмы-заказчика, либо в специально оборудованном для этих целей кабинете оператора полиграфа.

Перед проведением проверки оператор внимательно изучает проблему, которая стоит перед работодателем, и составляет вопросники для СПФИ.

Проверка на полиграфе – процедура добровольная: в ходе СПФИ проверяемый должен сотрудничать с оператором, выполнять его инструкции (сидеть спокойно не двигаться, отвечать на задаваемые вопросы и пр.). В противном случае нарушается методическая корректность исследования и испытание становится невозможным. Поэтому работодатель, заинтересованный в проведении такой проверки, сам обеспечивает получение письменного согласия сотрудников (или нанимаемых на работу лиц) на предстоящее обследование.

СПФИ начинается с предтестовой беседы. В ее ходе оператор знакомится с проверяемым, обхъясняет содержание и цель исследования, обсуждает вопросы, которые будут заданы в ходе СПФИ, инструктирует, как следует себя вести в процессе исследования и т.п. Далее оператор усаживает проверяемого в кресло, закрепляет на его теле датчики и задает заготовленные заранее вопросы. На основании зарегистрированных реакций, оценки их выраженности, оператор с помощью определенных логических правил приходит к выводам о наличии (или отсутствии) сокрытия информации относительно тех или иных «факторов риска».

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что проверка на полиграфе одного человека (с учетом предтестовой, а иногда и послетестовой беседы) длится два-три часа. По данным Американской ассоциации полиграфа, один оператор в состоянии провести не более трех проверок в день – большее их число неизбежно повлечет снижение качества СПФИ.

Проверки на полиграфе в настоящее время начинают пользоваться все более возрастающим спросом в России. Частные фирмы и компании, испытывая реальную потребность в защите своих коммерческих интересов, стремятся приобрести эти устройства (так называемые «детекторы лжи»). Этому способствует, в частности, реклама компьютерных полиграфов отечественного или иностранного производства.

Ни в коей мере не умаляя роли технических средств СПФИ, следует тем не менее особо подчеркнуть, что 90% прикладной эффективности проверок обеспечивается исключительно профессиональным мастерством оператора.

В ходе расследования уотергейского дела стали известны слова президента Р. Никсона, сказанные летом 1971 г. одному из своих сотрудников: «Я не знаю, как работает полиграф, мне не известно, насколько точные его показания, но я знаю, что он работает, и люди его боятся как черт ладана».

Профессиональный оператор полиграфа: где его найти?

Внедрение полиграфа в практику работы коммерческих организаций происходит различными путями.

За рубежом, например, в США частные предприятия (даже крупные корпорации, банки, охранные фирмы и пр.), как правило, не имеют штатного оператора полиграфа. Они предпочитают обращаться в фирмы, оказывающие соответствующие услуги. Такие фирмы берутся не за все виды проверок, а только за те, на которых специализируются: тестирование при найме на работу, служебные расследования, расследования по гражданским и уголовным делам (например, по преступлениям, совершенным по сексуальным мотивам) и т.д.

В связи с отсутствием в России развернутого рынка услуг данного вида, воспользоваться зарубежным опытом невозможно. Поэтому российский предприниматель, пытаясь использовать полиграф для защиты своих коммерческих интересов, стремится приобрести (или подготовить) собственного оператора полиграфа. Такой подход, с учетом криминализации российского рынка, понятен и логически обоснован, но экономически рентабелен только в случае, если речь идет о крупных корпорациях или банках, насчитывающих сотни и тысячи сотрудников. Небольшие частные предприятия в подавляющем большинстве не могут позволить себе такую «роскошь» и поэтому избирают второй путь – обращаются к фирмам, предлагающим проверки на полиграфе в «комплексе услуг по обеспечению кадровой безопасности». В обоих случаях заказчик заинтересован в том, чтобы оператор полиграфа был достаточно квалифицированным специалистом, однако сегодня это, к сожалению, мало кто может гарантировать.

Летом 1995 г. в России была официально зарегистрирована общественная организация «Русская ассоциация «Полиграф» (РАП), которая объединила профессиональных операторов и предпринимателей, заинтересованных в развитии и внедрении СПФИ в деятельность государственного и частного сектора страны.

Одним из важнейших предназначений РАП является формирование квалификационных норм и поддержание высокого морально-этического статуса профессиональных операторов. Особую озабоченность РАП вызывает стихийность распространения полиграфов в России, когда эти приборы попадают к неквалифицированным пользователям. Канадские операторы высказали правильную мысль, что полиграф – «это инструмент, который, подобно другим, доступен для неправильного использования и злоупотреблений». Для того чтобы метод СПФИ эффективно применялся по назначению, важно иметь проверенных и хорошо обученных операторов.

Между тем в Москве известны случаи, когда коммерческие предприятия начинают применять проверки на полиграфе со «специалистами», подготовленными за 2 дня в отечественных фирмах, занятых производством компьютерных полиграфов. (В США стандартная базовая подготовка оператора, планирующего работать в коммерции, длится 8-10 недель, после чего следует, как минимум, полугодичная стажировка под руководством опытного оператора-практика.)

За кажущейся простотой и доступностью СПФИ кроется весьма сложный, профессионально организованный процесс, квалифицированно освоить который вне структур, владеющих соответствующими кадрами и технологией, практически невозможно.


[1] Business Week, 1986, June, 11, p. 41.
[2] Security Management, 1983, N4, p. 25-26.
[3] Scientific validity of polygraph testing: a technical memorandum. U.S.Congress, OTA, 1983.

Статья опубликована на сайте: 21.05.2004


Яндекс.Метрика